Астраханский детектив
25.11.2008
Версия прокурора Морина
03.11.2009

От прошлого к будущему

Рискуя попасть в немилость к создательницам пустоватых современных детективчиков, хочу порадовать читателя, что наряду с эдакими дамскими изысками нет — нет да появляются на книжном рынке добротные и серьёзные произведения, авторство которых не оставляет сомнений в том, что, написанные профессионалами, они потому и вызывают неподдельный интерес. Чёткая сюжетная линия, замешанная на достоверных событиях, изложенных к тому же хорошим, понятным, грамотным языком, – ну чем не блюдо для литературных гурманов?

Вышли в свет вторая и третья части трилогии Михаила Морина о деятельности молодого прокурора Данилы Ковшова «Охота за призраком» и «Возмездие». Первая повесть, вышедшая ранее, – «Твари из тихого омута» – сразу же нашла у читателя широкий отклик. Продолжения ждали с нетерпением.

Искренний, честный и принципиальный, полагаю, не только в силу своей молодости, следователь Данила Ковшов и уже уверенный в себе врач-патологоанатом Илья Дынин, связанный со следователем теперь не только дружескими, но и профессиональными узами, с которыми читатель познакомился в первой книге трилогии, вновь встречаются здесь. С ними и неразлучный «морпех» Аркадий Козловский.

В повести «Охота за призраком» представлено запутанное дело – из тех, которые по нынешним временам принято называть громким, но для времени застоя это терминология неприемлема, и потому всё происходящее изо всех сил скрывается причастными к нему лицами… Да и шутка и? Лица-то непростые: орденоносный председатель колхоза-авангарда, партийные лидеры района и области, руководители силовых структур. Чтобы докопаться до истины, восстанавливая справедливость, требуются особые профессиональные и человеческие качества: смелость должна граничить с осторожностью, бесшабашность – со здравым смыслом, расчёт – с наблюдательностью. Но вычислить преступников, чтобы картина преступления стала очевидной, оказывается, полдела. Преодолеть противостояние власть предержащих, тех, кто стоит не только за этим преступлением, – задачка не из лёгких. И так хочется, чтобы у полюбившихся героев всё получилось. Но получится ли?

Третья книга – «Возмездие» – завершает события, начавшиеся в первой книге «Твари из тихого омута». Испытывая стыд за отца – карателя недовольных советской властью в первые годы её зарождения, сын, став после смерти отца фактически единственным кандидатом на кресло партийного лидера, вдруг кончает жизнь самоубийством – стреляется из оружия, которым отец в былое время был награждён за свои «подвиги». Прошлое мстит, пройдясь по судьбам детей. Ранее (в повести «Твари из тихого омута») погибли ни в чём неповинная дочь главного «хозяина» района, умирает он сам, не перенеся горя, и вот трагедию завершает гибель его сына. Конечно, это не тот случай, когда добро побеждает зло, хотя именно такая подоплёка и подразумевается. Просто неведомая сила (назовите её высшей или как ближе и понятнее вам) расставляет всё по своим местам. А верить или не верить в неминуемое – дело читателя.

Но в «Возмездии» Ковшову предстоит расследовать и другие дела, сугубо, так сказать, отечественные, касающиеся первых наших якобы диссидентов, к которым была нетерпима партийная власть. Одного из инакомыслящих убивает в порыве фанатического стресса родной отец, зав. кафедрой марксизма-ленинизма, второй сам идёт в тюрьму, стремясь таким образом войти в историю как истинный ленинец. Автор осторожно сравнивает их с заговорщиками древности и, кажется, делает выводы не в их пользу, хотя беспристрастен и к тем, и к другим.

Впрочем, судьбам инакомыслящих в Союзе автор посвящает раздел и во второй своей книге – «Охота за призраком», где описана трагическая участь горстки студентов Саратовского юридического института, попытавшихся взглянуть на учение Ленина своими глазами. Тема эта только начата и, по-видимому, найдёт продолжение в последующих произведениях, так как точка не поставлена.

События, о которых идёт речь в последних повестях, относятся к 70-м годам – расцвету застоя, о котором и сегодня многие вспоминают с придыханием: мол, всё-то тогда было по-другому – и мыло лучше мылилось, и дружба была крепче. Жалеть о том, что прошло, смысла нет. Но понимать, как это было, в чём истоки наших бед и ошибок, надо. А для этого следует прямо и честно говорить о прошлом, не впадая в молитвенный экстаз. С этой точки зрения повести Михаила Морина – прямо-таки пособие по воспитанию нормального, здорового отношения к событиям прошлого, в котором, конечно, были свои герои и антигерои. То, что литературные произведения основаны на имевших место, пусть в прошлом, событиях, заставляет читателя быть внимательным, сравнивать и… думать.

Мы встретились с Михаилом Мориным, чтобы задать ему несколько вопросов.

– Михаил, журналист Лариса Литвинова в газете «Аргументы и факты» (№ 47 за 19-25 ноября 2008 г.) раскрыла некоторые детали вашей биографии. Вы, оказывается, наш земляк и к тому длительное время работали в прокуратуре. Значит, выбор героя-следователя был не случайным, как и темы – деятельность прокурорских работников?

– Признаюсь, ещё работая в прокуратуре, я вынашивал мысль написать всю правду о работе прокуратуры, ну а так как сам начинал следователем в сельском районе, то эта тема мне наиболее близка. Делал соответствующие записи, вёл дневники, собирал аналитический материал. К тому, чтобы всерьёз заняться литературой, долгое время меня склоняли знакомые журналисты. Помните, писателями стали известные следователи, один из них помощник прокурора Р. Руденко на Нюрнбергском процессе – Лев Шейнин, другой – всем тоже хорошо известный Станислав Родионов. Я хорошо знаю лучшего астраханского «детективиста» Юрия Смирнова, до сих пор храню в библиотеке его замечательную книгу «Твой выстрел второй» о работниках астраханского уголовного розыска. Михаил Лутонин – начальник УГРО один чего стоит! И сейчас стоит перед глазами. Спортивная фигура, джентльмен, изысканный чёрный костюм и манеры интеллигента в обращении даже с уголовником. Тогда не только в прокуратуре, но и в милиции работали замечательные личности. Мне повезло.

– Касаются ли описанные в ваших произведениях события вас непосредственно, или это фантазия?

– Большой моей мечтой остаётся желание на фоне детективного материала в форме художественной беллетристики воссоздать историю местной прокуратуры, галерею портретов преданных своему делу, талантливых и порядочных тружеников прокуратуры области, которые были моими учителями, с которыми свела меня профессия. Поэтому прообразами героев и персонажей моих книг стали люди, действительно работавшие в прокуратуре. Это прокуроры области Николай Егорушкин, Аксентий Малицкий, Юрий Параскун, их заместители и начальники отделов Виктор Полосухин, Николай Чешиев, Клавдия Чечулина, Юрий Гаврилов, Александр Лейбин, Андрей Брус, Валентина Темирова, следователи по особо важным делам Павел Федотин и Зоя Зимина, прокурор-криминалист Павел Черногоров, прокуроры районов Иван Жигульский, Виктор Баранов, Геннадий Куренов, Валентин Ежов, Евгений Попов, Виктор Федосеев, Владимир Шалаев, Николай Неронов, Сергей Демидов, Александр Уколов и многие другие. Некоторых из них, к сожалению, уже нет в живых, вечная им память. Но многие, к счастью, живы и здоровы, продолжают служить отечеству до сих пор. Это бывшие следователи, ставшие затем прокурорами, Николай Неронов, Александр Уколов, Сергей Кутняков, Владимир Малиновский; Неронов и Демидов, например, сейчас возглавляют Агентство мировых судей, Кутняков и Уколов – судьи областного суда, Коровин – первый заместитель прокурора области, а Малиновский – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

– Многие из них, можно надеяться, станут героями следующих ваших произведений?

– Несомненно. Ибо криминальные загадки и тайны, которые им приходилось разгадывать, достойны страниц настоящего детективного произведения.

– Как скоро об этом узнает читатель?

– Уже в типографии повесть, сюжетом для которой стали события, касающиеся скорого суда и расстрела, наделавшего в своё время много шума в области, небезызвестного до сих пор криминала Астахова. Некоторые верят в легенду, что он остался всё-таки жив. К его судьбе и истории прикоснулись тогда не только высшие чины правоохранительных органов, но и самые влиятельные партийные боссы. В народе говорили, что он поставлял чёрную икру и рыбу осетровых пород прямо к столу Брежнева и пользовался покровительством местных партийных лидеров.

– Это будет документальное повествование?

– Нет, художественное произведение, а значит, версия автора, которому много известно о действительных событиях, но где персонажи и герои носят вымышленные фамилии.

– А что ещё в ваших творческих планах?

– Сейчас мало и плохо читают. Во всяком случае не любят книгу так, как относились мы к ней в соё время. Хорошую книгу было не достать, а достав, зачитывали до дыр. Сегодня прилавки магазинов завалены бессовестной макулатурой. Даже в мемуарах, которым я отдаю предпочтение, присутствует ложь. От многих «литературных произведений» может только тошнить. Выдерживать «конкуренцию» с некоторыми теледивами или порнозвёздами, заделавшимися писательницами, сложно. А писать как когда-то, когда запрещали хорошую книгу, «в стол», тяжело…

– И всё-таки?

– Сейчас закончил рукопись «Премия за убийство» о расследовании убийств артистов Таганрогского театра. Это уголовное дело вели следователь Неронов, прокурор Шалаевым и заместитель начальника следственного отдела Малиновский. Если обратили внимание, события в моих книгах развиваются по восходящей от 70-х годов. Думаю добраться до сегодняшнего дня. Во всяком случае, заказ от руководства сегодняшней Прокуратуры области получил. Но сейчас работаю над рукописью  «Прокурорские войны» о временах Ивана Дьякова и Анатолия Гужвина. 1991 год – это год, перевернувший страну. Как обойти молчанием эти события! Иван Дьяков — один из последних Первых секретарей обкома партии коммунистов, много натворил в области, есть что вспомнить, а начинал со станиц «Огонька» веселыми и оптимистичными картинками.

– Хочу пожелать вам исполнения задуманного, а настоящему читателю – частых встреч с вашими произведениями.

Беседовала
Марина Паренская,
газета «Волга»
№ 58, 24 апреля 2009 г.

Комментарии закрыты.